МДОУ Д/С "Рябинка" р.п.Старотимошкино МО "Барышский район" Ульяновской области

Молочные реки -сытные берега

 Дети сидят за столом. Воспитатель спрашивает, кому еще  молока?. Артур говорит:

- Лиана, Полина ,как вы можете это пить?

-А как ты понял, Артур, что молоко тебе не нравится , ты же его не пробывал?(Полина)

-Напрасно ты капризнячаешь. Молоко, между прочим,  полезно.(Лиана)

-А с чего вы взяли, что оно полезно(Арутр)

-Ну,  это же всем известно.(Полина)

-Вот, вот! Всем известно….Где факты, где исследования….(Артур)

Мы  решили доказать Артуру , что молоко  очень полезно, и  растущему организму без него нельзя.(Лиана)

Цель: доказать, что молоко полезно и из него можно  приготовить вкусных продуктов.

Испокон веку крестьянин стремился обеспечить свою семью сначала хлебом и молоком, а уж потом «чем бог пошлет». Отсюда и извечная мечта русского народа о «молочных реках и кисельных берегах» — символе сытости и благополучия.

Но во все времена молоко ценилось главным образом за свои удивительные питательные свойства. По меткому выражению И. П. Павлова, «молоко — это и изумительная пища, приготовленная самой природой.

В молоке есть все, что нужно малышу: в нем есть и вода, и жир, и сахар, и белок, и соли, и витамины. Молоко богато кальцием, который усваивается из него почти на 100 %, чем не могут похвастаться другие продукты. Молочный белок усваивается из молока очень легко, не в пример мясу! Коровье молоко содержит более 20 витаминов и много микроэлементов! А без них человек просто не может жить. Из питательных веществ, которые есть в молоке, строятся кожа, мускулы, кости, зубы.

А почему молоко белое, ведь корова кушает зеленую траву?.

Я обратилась с этим вопросом к лаборанту нашей больнице Богатыревой Нине Васильевне. Она мне объяснила, что молоко белое, потому что цвет молоку придает специфический молочный белок – казеин. Казеин в молоке образует шарообразные частицы, которые и определяют белый цвет молока. На долю казеина приходится в среднем 76-88% всего молочного белка. Казеин – основной компонент творога и сыров.

Нина Васильевна предложила рассмотреть капельку молока под микроскопом Я увидела под микроскопом шарики- это и есть казеин.

Но  молоко не всегда имеет чисто белый цвет. Об этом мне рассказала Галина Михайловна, моя соседка, она держит корову. Все-таки некоторые оттенки в нем присутствуют. Цвет молока зависит и от питания коровы. Например, если она ела много кукурузы и морковки, то цвет у молока станет желтым (морковь содержит много бета-каротина, поэтому ее тоже полезно есть, если хотите иметь хорошее зрение). А если корова питалась хвощами и лютиками, то цвет у молока станет красным. 

  Мама мне сказала, что молоко может быть желтоватым -  такой цвет говорит о большом содержании в молоке еще одного компонента - бета-каротина. Это вещество очень полезно - оно повышает иммунитет, защищая организм от инфекций, а еще из него получается витамин А, необходимый для роста и хорошего зрения.  

Детский врач Антонина Ивановна сказала мне, что важнейшая составляющая молока – кальций. При этом молоко содержит и другие элементы, которые помогают кальцию усваиваться: фосфор, витамин D, магний. Кальций укрепляет кости.  А в сочетании с фосфором кальций отвечает за крепость и белизну зубов. 
Что произойдет с костями если не подкреплять их кальцием мы с мамой убедились, проведя эксперимент: мы  с мамой отмыли косточки куриные, положили их в тарелку, залили уксусом и накрыли тарелкой, через неделю кости стали мягкими. Такие же процессы происходят в нашем желудке.

 Гульнара Шамильевна , моя воспитательница рассказала нам , что за питательность молока отвечают жиры, находящиеся в нем. Младенцы (и животных, и человека) первые месяцы жизни питаются только им, получая все необходимое для роста и развития. Мы с вами, конечно, от чашечки коровьего молока сытыми не станем. Но вот молоко крольчихи гораздо жирнее. Она может кормить своих зайчат раз в два дня, тогда как человеческого детеныша кормить приходится каждые 2-4 часа. А самое жирное и питательное молоко у тюленей и китов.  

Давайте посмотрим красивый химический опыт, который получается благодаря наличию в молоке жира.

Опыт 2. Узоры в молоке

В плоскую тарелку надо налить молоко и дождаться, пока оно успокоится. На него осторожно капнем несколько капель пищевых красителей (у нас они остались еще с Пасхи). А потом осторожно дотронемся до центра тарелки ватной палочкой, смоченной в жидкости для мытья посуды. Мыло, расщепляя жиры, вызовет в тарелке настоящую бурю, которая заставит краски разметаться причудливыми узорами.

Мы  решили экспериментировать с молоком. Наша  воспитательница мне сказала, что другие молочные продукты получаются, если в молоко добавлять бактерии, смешивать с другими продуктами питания или менять температуру хранения молока. Вот , что у нас получилось

 Я налила в 2 банки свежего цельного молока. Одну банку поставила в холод, другую поставила в тепло. И решила понаблюдать, как меняется молоко в холоде и в тепле? Через 2 дня посмотрела. В холоде молоко не изменилось, только стало холодным. В тепле молоко закисло, стало густое, плохо течет, немножко с хлопьями. Я попробовала его на вкус: вкус изменился, стал кислым, но вкусным. Гульнара Шамильевна сказала, что теперь оно называется не молоко, а простокваша. Я в простоквашу добавила варенье, получился йогурт.

Я сделала вывод: В холоде молоко не изменяется, хранится. В тепле молоко прокисает и превращается в новый продукт питания – простоквашу. Если в простоквашу добавить варенье – получается йогурт.

 Когда о своем опыте мне рассказал Лиана, у меня возник вопрос: Что будет с простоквашей, если ее еще больше нагревать? Я поставила простоквашу на огонь, довела до кипения и выключила газ. В простокваше появились густые хлопья и отделилась желтая жидкость. Альфия Нургалиевна предложила процедить ее через дуршлаг. Вода стекла и осталась густая масса. Я попробовала, а это творог.

Я сделала вывод : Чтобы получить творог, нужно простоквашу нагреть до кипения и процедить.

Из творога делают сыр. Это я наблюдала, когда мы с поваром в детском саду  готовили сыр. Творог варят в молоке, затем процеживают, добавляют масло, соду и снова варят. Затем раскладывают в формы и оставляют  остывать.

 Мы с мамой пили чай со сливками. Я думала, что сливки тоже дает корова. Но мама сказала, что сливки разделяют от  молока специальной умной машиной, которая называется  сепаратором.  У нашей соседке тети Нади такая машина есть. Я попробовала, и у меня получилось. Сепаратор разделил отдельно сливки (жирное молоко)  отобрата (обработанное, нежирное молоко). Сливки я принесла в садик показать всем. Сливки постояли 2 дня, и стали очень густые, даже ложку трудно в нее засунуть. Я не знала, что с ними дальше делать. Повар Альфия Нургалиевна предложила их сбить венчиком, миксером, ступкой. Я разделила их на 3 части . Одну часть сбивала венчиком, вторую часть сбивала миксером, третью часть сбивала ступкой. Во всех чашках получилось масло.

Я сделала вывод : Сливки можно разделить от нежирного молока сепаратором. Если густые сливки сбивать, то получается масло. Если густых сливок много, то в домашних условиях хозяйки сбивают масло на домашней маслобойке.

Я добавила в густые сливки молоко, размешала и оставила в тепле – получилась сметана.

.Я решила узнать, что получится с молоком, если в него добавлять бактерии. Про бактерии я узнала, когда мама, прочитала  рецепты на упаковках молочных продуктов.

Оказывается, если в кипяченое охлажденное молоко добавить  специальные молочные бактерии, то молоко превратится  в бифидок, варенец или  кефир. Мы купили их в магазине, сделали как указано в рецепте, и через 2 дня у нас получились новые молочные продукты : кефир, варенец, бифидок.

Эксперимент – изобретение. Я сама изобрела новый молочный продукт. Я в свежее деревенское молоко добавляла разные свежие фрукты и ягоды и взбивала миксером. Получается отличный молочный коктейль. Для вкуса добавляла сахар.

В  процессе экспериментирования с молоком мы пришли к выводу :

1. Молоко – самый полезный для человека продукт питания.

2. С молоком можно экспериментировать  и получать новые молочные продукты питания : йогурт, сметану, творог, сыр, масло, простоквашу и другие.

3. Нам понравилось экспериментировать. Позже  мы хотим  проводить опыты с овощами и фруктами.

Узнав много нового и интересного о его полезных свойствах, нам  захотелось поделиться этим с ребятами в группе: попросили воспитателя дать возможность выступить с сообщением о пользе молока . Воспитатель предложила провести праздник «молочные берега».Родители наших друзей оформили альбом «о пользе молока».Мы с мамами составили дома анкету с вопросами о молоке и провел анкетирование в группе.

· Пьёте ли вы молоко постоянно?

· Пьют постоянно – 12 человек.

· Употребляете кисломолочные продукты?

· Употребляют кисломолочные продукты – 5 человек.

· Знаете ли что-либо о пользе молока?

· Знают о пользе молока – 7 человек.

· Изменилось ли отношение к молоку после моего сообщения?Да изменилось, это можно увидеть на диаграмме.

Каждый человек должен сам решить для себя вопрос пользы молока, что оно ему несет.  
Артур:.. Не знаю..Но расследование будет продолжено (прячется и пьет молоко)

15 апреля 2014 в 18:34

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.