МДОУ Д/С "Рябинка" р.п.Старотимошкино МО "Барышский район" Ульяновской области

Проект "Волжская радуга"

1. КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА

Проект будет воплощаться в жизнь коллективом МДОУ Д/С «Рябинка» р.п.Старотимошкино МО «Барышский район» Ульяновской области.К его полной реализации будут привлечены жители поселка, воспитанники детского сада и их родители.

В дошкольном возрасте, ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный период развития. Заложенные в это время нравственные, духовные, национальные основы сопровождают человека в течение всей жизни. Любовь к Родине начинается с любви к тому краю, в котором родился и вырос, уважение к людям разных национальностей, знание своих национальных особенностей закладывать необходимо с детских лет.

Цель проекта: Формирование нравственных основ личности у детей дошкольного возраста, через привитие любви к родному краю, развитие толерантности, изучение этнических особенностей людей, проживающих на территории поселка.

  Задачи проекта:

- закрепить нормы нравственного поведения, т. е. такие качества личности как доброжелательность, отзывчивость, справедливость, честность, щедрость и др.

- познакомить детей с различными национальностями, проживающими на территории поселка;

- познакомить с обычаями и бытом русских и татар;

- формировать представление о семье, как о возможном союзе людей разных национальностей;

- рассмотреть нравственные поступки в народных литературных произведениях (сказках, легендах, стихах)

- воспитывать уважение к людям разных национальностей.

 

После реализации проекта дети узнают много нового и интересного о родном крае, народах его населяющих, быте, ремеслах жителей поселка. Совместно с родителями посетят музеи, создадут мини-проект «Родословное древо моей семьи», примут участие в показе народных костюмов русских и татар, примут участие в фестивале «Волжская радуга» и театрализованном представлении  народных сказок русских и татар, будут участниками выставок и конкурсов.

2.  Информация о команде проекта.

Ф.И.О.

должность

возраст

Зона ответственности

Ханова Анжела Шамильевна

Заведующий

37 лет.

- организует посещение совместно с родителями мастер-классов «Изготовление тряпичной куклы»;

- организует посещение школьного  музея «Зия баше»;

- организует фото и видео съемку для создания мультимедийных презентаций о экскурсиях и просмотра этого материала другими воспитанниками ДОУ в будущем.

- организует мини музей этнографии ;

- организует издание и переплет альбомов для рассматривания;

-организует издание методических материалов (учебно-методический комплект «Я живу в Старотимошкино») по результатам сбора информации педагогов, для передачи опыта работы по теме проекта « Волжская радуга» педагогам других дошкольных учреждений Барышского района

-Мякинькова Светлана Николаевна;

-Коновалова Роза Ревгатовна;

-Хусаинова Екатерина Вячеславовна;

-Ханова Гульнара Шамильевна;

-Огнева Лилия Шамильевна

Воспитатели

-собирают материалы из книг, энциклопедий, интернет источников о многонациональности р.п.Старотимошкино, о быте, культуре, обычаях, праздниках, русских и татар.

-создают презентации о русских и татарах , их ремеслам, праздникам, обычаям, народному костюму и т. д. для общего просмотра в метод кабинете.

-составляют альбомы для рассматривания о быте, ремеслах, костюмах русских и татар р.п.Старотимошкино;

-проводят выставки национальных костюмов, макетов по сюжетам народных сказок;

-проводят родительские собрания по теме: «формирование толерантности в дошкольном возрасте»;

-изучают народные игры и праздники

Сметанкина Фарида Абдулкадыровна

Музыкальный руководитель

- составляет сценарий развлечения «Волжская радуга» для детей с привлечением родителей.

- разучивает с воспитанниками русские и татарские национальные танцы.

- Организовывает инсценировки по народным сказкам.

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Наш детский сад посещают дети разных национальностей татары и русские. У этих народов разное вероисповедание, традиции и особенности, но в детском саду все мы живем одной дружной семьей.

К сожалению, проблема отсутствия толерантности в обществе за последнее время стала очень острой. Каждая конфессия считает жертв межнациональной вражды.

Поэтому работу по формированию нравственных качеств личности, любви и уважения к рядом живущим людям необходимо начинать с дошкольного детства. Укрепление моральных устоев, формирование мировосприятия детей, а также помощь молодым родителям в воспитании нравственных основ личности ребенка может взять на себя дошкольное учреждение.

История нашей страны убеждает в том, что многие экономические и социальные реформы не приводят к длительному успеху, желаемому результату и прогрессу, к созданию прочного и благополучного в социальном отношении государства, если они не опираются на прочную нравственную основу. Без такой основы в стране немыслим стабильный и устойчивый порядок, который только и дает людям настоящую уверенность в их завтрашнем дне.

 

4. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

Цель проекта: Формирование у детей дошкольного возраста нравственных основ личности, через привитие любви к родному краю, развитие толерантности и изучение этнических особенностей народов поселка.

Задачи:

- закрепить нормы нравственного поведения, т.е. такие качества личности как доброжелательность, отзывчивость, справедливость, честность, щедрость и др.

- познакомить детей с различными национальностями, проживающими на территории р.п.Старотимошкино;

- познакомить с обычаями и бытом русских и татар;

- формировать представление о семье, как о возможном союзе людей разных национальностей;

- рассмотреть нравственные поступки в народных литературных произведениях (сказках, легендах, стихах)

- воспитывать уважение к людям разных национальностей.

5. СТРАТЕГИЯ ДОСТИЖЕНИЯ ПОСТАВЛЕННЫХ ЦЕЛЕЙ

Педагоги старших, подготовительных групп ДОУ:

-собирают материалы из книг, энциклопедий, интернет источников о многонациональности поселка, о быте, культуре, обычаях, праздниках, народном творчестве русских и татар.

-создают презентации посвященные русским и татарам, их ремеслам, праздникам, обычаям, народному костюму и т. д. В ДОУ творческая группа под руководством Коноваловой Р.Р. и Мякиньковой С.Н. оформили музей в виде избы. В этот кабинет будут приходить дети и вместе с воспитателями просматривать не только созданные в рамках проекта презентации, но и подготовленные к другим темам согласно календарно-тематическому плану.

-составляют альбомы для рассматривания о быте, ремеслах, костюмах русских и татарах в каждую группу. Для закрепления материала в постоянном доступе детям в группах детского сада необходимо иметь наглядную информацию в виде альбомов с картинками по данной теме.

-разучивают с детьми татарские и русские национальные игры ;

-подбирают национальные татарские и русские художественные произведения для чтения.

-организуют совместно с родителями выставку «Родословное древо моей семьи», обращая внимание на многонациональность в роду каждой семьи.

-проводят родительские собрания-диспуты на тему «Формирование толерантности в дошкольном возрасте».

 

Ключевые мероприятия проекта:

дата

название мероприятия

Количество участников

формат

Июль-август

Оформление музея «тропинками родного края,»

Ханова А.Ш., Мякинькова С.Н., Коновалова Р.Р., Белянушкина Г.М., Белоусова Н.В., Урмеева Г.Н., Музаферова А.Н.

Раскрашивание стен, создание интерьера в виде избы и подворья, сбор экспонатов.

Сентябрь-май

Проведение мероприятий в группах ,согласно тематическому плану (Приложение 1)

воспитатели

Воспитательно-образовательная работа с детьми и родителями в ДОУ.

ноябрь

Экскурсия в музей школы «Зия баше»

воспитатели

Практическая работа

август

Торжественное открытие музея «тропинками родного края»

Коллектив ДОУ

Творческая работа

сентябрь

открытие совместно с родителями выставки в ДОУ «Родословное древо моей семьи»

Хусаинова Е.В.

Творческо-исследовательская работа

октябрь

Открытие мини-музея кукол в национальных костюмах

Коновалова Р.Р.

Творческая работа

ноябрь

Открытие мини-музея «Быт русского и татарского народа прошлое и настоящее»

Огнева Л.Ш.

Поисково-исследовательская работа

декабрь

«дорогами народных сказок» открытие выставки макетов по сюжетам народных сказок.

Мякинькова С.Н.

Творческая работа

Снтябрь-декабрь

Оформление альбома  «Игры наших дедушек и бабушек»

Ханова Г.Ш.

Распространение педагогического опыта

ноябрь

праздник «Волжская радуга»

Сметанкина Ф.А.

Воспитанники ДОУ, родители.

Развлечение.

ноябрь

презентация для педагогов других ДОУ

Заведующий, воспитатели

Распространение опыта работы

проведение фестиваля , посвящённого Рождеству

Музыкальный руководитель

развлечение

январь

февраль

День открытых дверей

воспитатели

Творческая работа

март

Ярмарка народных ремесел

Сотрудники ДОУ

Творческая работа

апрель

Круглый стол для родителей и сотрудников ДОУ «Моя многонациональная семья»

воспитатели

Поисково-исследовательская

Подведение итогов работы музея

заведующий

Распространение педагогического опыта

май

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ

Качественные результаты:

Для детей:

- закрепление нравственных норм поведения, как в быту, так и на основе народных литературных произведений;

- знакомство с различными национальностями, проживающими на территории поселка, их обычаями и бытом;

- сформируется представление о семье, как о возможном союзе людей разных национальностей;

Для родителей:

- вовлечение родителей в совместное с дошкольным учреждением формирование нравственных норм поведения ребенка;

Для педагогов:

- приобретение новых знаний, опыта научно-исследовательской работы.

Количественные результаты:

- 60% воспитанников ДОУ (это дети от 5-7 лет) приобретут новые знания и практические умения.

- 60% родителей будут привлечены к совместным мероприятиям детского сада и семьи по формированию нравственных качеств личности.

Анализируя полученные результаты  и ориентируясь на Федеральные Государственные Требования в дошкольном образовании, можно сделать вывод :  в процессе приобщения детей к национальной культуре развиваются практически все  интегративные качества детей.

1.«Физически развитый, овладевший основными культурно – гигиеническими навыками»- в процессе работы с бумагой  по технике квилинга, в изготовлении народной куклы развивается тонкая моторика руки.

2.«Любознательный, активный»-  заинтересовывает народная игрушка: ее история, самостоятельное выполнение, ребенок принимает живое  заинтересованное участие в образовательном процессе.

3.«Эмоционально отзывчивый»- народная игрушка вызывает положительные эмоции, тем более выполненная для игры самостоятельно.

4.«Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками»- В процессе работы дети взаимодействуют как с педагогом, так и с товарищами.

5.«Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения»- при выполнении игрушки, картины в технике квилинга необходимо спланировать последовательность выполнения.

6. « Способный  решать интеллектуальные  и личностные задачи, адекватные возрасту»- при постановке задачи себе ребенок  обдумывает какой узор интереснее сделать, какой материал подготовить.

7. « Имеющий первичные представления о себе, семье, государстве, мире и природе»- знакомиться с народным костюмом, с родным краем его историей.

8.  «Овладевший  универсальными предпосылками  учебной деятельности»-  при организованной образовательной деятельности  ребенок слушает взрослого, работает в начале по образцу, принимает поставленную задачу.

9.  «Овладевший необходимыми умениями и навыками»- сформированные умения и навыки помогают ребенку творчески реализовываться.

8. ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ ПРОЕКТА

- В саду продолжит действовать выставка кукол в национальных костюмах.

- Собранный печатный материал, созданные мультимедийные презентации будут использоваться ежегодно в работе с детьми, согласно календарно-тематическому плану, в котором утверждены недели работы по изучению народов Барышского района.

Средствами краеведческой комнаты  осуществляется воспитание, обучение, развитие и социализация воспитанников ДОУ.

- задачи:

1. Заключить педагогов, детей и родителей в творческий процесс по созданию и пополнению краеведческой комнаты;

2.  Обеспечить безопасные, психологически-комфортные, эстетические и здоровьесберегающие условия;

3. Способствовать формированию представлений о формах традиционного семейного уклада;

4. Ориентировать семью на духовно – нравственное воспитание детей;

5. Формировать чувство любви к Родине на основе изучения русских народных традиций;

6. Развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту русской природы;

7. Повысить статус ДОУ и его конкурентоспособность.

-адресность

Краеведческая комната предназначена для воспитанников и родителей воспитанников ДОУ, где проводится НОД по образовательным областям с детьми дошкольного возраста; досуги  и развлекательные мероприятия;

-руководитель

Непосредственное руководство практической деятельностью краеведческой комнаты осуществляет руководитель краеведческой комнаты, назначенный приказом по ОУ- педагог-музыкальный руководитель ДОУ.

-площадь краеведческой комнаты

16,9 квадратных метров

-организационно-методическое обеспечение

Основные нормативно-правовые государственные акты, на основе которых строится работа любого музея:

Закон РФ от 26.05.1996 № 57-ФЗ “О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации”,  постановление Правительства РФ от12.02.1998 № 179 “Об утверждении положений о Музейном фонде Российской Федерации, о Государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации, о лицензировании деятельности музеев в Российской Федерации”.

13 сентября 2013 в 15:16

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.